Согласно закону «О рекламе» рекламные материалы должны быть промаркированы, начиная с 1 сентября 2022 года. С 1 сентября 2023 года наступает ответственность за размещение рекламы без маркировки. Штрафы для граждан, должностных и юридических лиц внушительные – от 10 000 до 500 000 рублей.
ВАЖНО: если реклама в Интернете, в том числе соцсетях, размещена без маркировки уже после 1 сентября 2022 года – значит, Закон нарушен, а штрафы – вполне реальны.
Как быть и что делать с уже размещенной рекламой без маркировки? Консультируем в сложных случаях индивидуально.
Как быть новичкам? Подготовили четкую инструкцию с пояснениями, порядком и алгоритмом действий.
Часто задаваемые вопросы о маркировке рекламы в Интернете
Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
ОРД – оператор рекламных данных, который принимает информацию о рекламе и передает в ЕРИР; посредством ОРД получают токен.
ЕРИР – единый реестр интернет-рекламы, созданный Роскомнадзором, в который поступают и хранятся данные о рекламе.
Токен (идентификатор) – уникальное сочетание символов, благодаря которому ведется учет размещенных рекламных материалов. В идентификаторе содержится информация о ОРД, рекламном креативе и рекламодателе.
Функция выявления рекламы без маркировки возложена на РКН и ФАС.
Какие данные поступают в ЕРИР?
✓ креативные рекламные материалы
✓ площадки размещения рекламы
✓ договоры, акты
✓ все участники рекламной кампании
✓ статистика (просмотры) каждой площадки
Как выглядит маркировка рекламы в интернете?
Один из примеров:
токен (erid: XxxXX1X1x) размещается на видном месте креатива, или в начале текстового сообщения, или добавлен в активную ссылку на товар/услугу
в конце поста: Реклама, ООО "Название компании", 1111111111
Если публиковать информационные материалы только на страницах компании/бренда в сообществе Vkontakte, канале Telegram, Одноклассниках, нужна ли маркировка?
И да, и нет – решение принимается в каждом конкретном случае. Есть понятие "саморекламы", и она может подлежать обязательной маркировке.
В каких случаях не нужно маркировать посты в соцсетях?
Если Закон определяет данную информацию не как рекламу (даются пояснения о том, что не является рекламой).
Пример 1: в Vkontakte у вас есть информационная рассылка, на которую добровольно подписаны участники сообщества. Вы информируете их о скидках, акциях, новостях о товаре/услуге. Такие материалы не подлежат обязательной маркировке.
Пример 2: Вы делаете email-рассылки с информацией о товаре/услуге. Такие рассылки не подлежат маркировке.
Пример 3: Вы проводите розыгрыши товаров/услуг в своих социальных сетях. Можно не маркировать, так как такие розыгрыши могут приравниваться к информированию о деятельности организации.
Мы изучили закон «О рекламе» еще в сентябре 2022 года, запросили уточнения, собрали правила маркировки в сложных и неоднозначных случаях и подготовили подробную инструкцию.
Инструкция будет полезна самозанятым, ИП и любым организациям, которые присутствуют в русскоязычном Интернете и информируют пользователей о своих товарах/услугах.